14 октября 2008

Танцы в Древнем Египте: танцы времен фараонов

Опубликовано в Танцы |

В одном мы можем быть совершенно уверены: от танцев времен фараонов страны Кемт (Древнего Египта) не осталось ничего. Множество людей из разных мест завоевывали Египет, и не осталось никаких точных зарегистрированных записей древнеегипетских танцев в народном творчестве.
Танцы времен фараонов, когда Египет назывался Кемт, были во многом религиозными или полурелигиозными, такими, как посвященные празднованию сбора урожая.
Рельеф на могиле Ти, Саккара (пятая Династия) изображает мужчин-танцоров, выполняющих религиозный танец, носящий название “глаз Гора” или “веджат”. Помимо прочих толкований этого символа, оригинальный смысл “веджата” (или “уджата”) заключается в том, что все мы - очи Бога. Гор изображался в виде сокола, что указывало на превосходную способность видеть, так как сокол обладает очень высокой остротой зрения. Упомянутый танец исполнялся, чтобы отразить идею о том, что Высшее Существо способно видеть все наши поступки, когда Оно смотрит нашими глазами или глазами наших сотоварищей. Ритмы и древнеегипетские музыкальные инструменты абсолютно отличаются от современных, используемых в ориентальной музыке. Ориентальная (восточная) музыка (дословно: “музыка с Востока”) во многом является музыкой Оттоманской империи, чьи неровные ритмы часто использовались в египетской музыке вплоть до 19 века; такие ритмы, как 10/8 или 5/4 можно обнаружить и в турецкой классической музыке. Турецкий ритм “деври хинди” (7/8) даже указывает в названии свое происхождение. Тоническая и мелодическая структура этой музыки также происходит из районов Ближнего Востока и Центральной Азии. Поскольку нет никаких иных свидетельств того, какими же были танцы времен фараонов (или, как они назывались на древнеегипетском HBJ), судить о них можно лишь по настенным росписям и рельефам, глядя на которые, можно подумать, что они были довольно статичными. Наверное, это не совсем так. Единственное, в чем можно быть уверенными - в том, что музыка, ритм играли важную роль. Ритм подчеркивался хлопками в ладоши и различными ударными инструментами. Некоторые танцоры аккомпанировали себе деревянными хлопушками.
Времена фараонов оставили нам свидетельства различных танцев: некоторые были весьма акробатическими, некоторые - очень серьезными, другие - живыми и динамичными. На рисунках, обнаруженные в храмах и захоронениях, изображены танцоры, прохаживающиеся колесом, стоящие на руках или выгнутые “мостиком”. Танцы исполнялись группами, а танцорами были не только египтяне, но и выходцы из других стран. Костюмы исполнителей представляли собой иногда не более чем, своего рода, кожаный пояс с фетишами и амулетами, оберегающими от злых сил.