9 мая 2009

TRIBAL DANCE: истоки и состояния

Опубликовано в Танцы |

Интерес к трайбл-культуре в мире в последнее время приобретает масштабы, которые растут в геометрической прогрессии, и это неудивительно – жизнь в стиле fusion в сочетании с популяризацией этнических «фишек» в массовом культурном сознании создают для этого весьма благодатную почву. Фестивали и индивидуальные перформансы отдельных коллективов, шоу и мастер-классы, кристаллизация новых стилей в рамках «традиционного» направления – и мир начинает жить в новой реальности, нанизывая на нитку культурные коды народов мира и примеряя такие «украшения» под электронные сеты и лаунж-пати. Современный человек возвращается к своим истоками – точнее, подстраивает истоки под формат своих текущих потребностей, и создает для этого соответствующую легенду, которая объясняет происхождение феномена в соответствии с существующими правилами.Трайбл – мистический, архаичный, ритуальный, шаманский танец Племени, впитавший в себя его энергетику, на основе которого впоследствии выросла культура каждого отдельного этноса. Горячий и стремительный, как огонь в глазах испанских цыган. Пластичный, плавный и тягучий – как песок пустыни, пересекаемой арабскими племенами. Поражающий многообразием мудр и хаст, каждая из которых имеет свое мистическое значение в ритуальной церемонии жриц индийского храма. Вовлекающий в безумный экстаз трясок под бубен африканского шамана, или накрывающий «белым безмолвием» под протяжно-надрывный звук щипковых инструментов в руках эскимосов… Все эти энергии и состояния были объединены в танец как предельный инструмент выражения культурного кода этноса.

Принято считать, что в Европу, и Украину в частности, трайбл пришел из Соединенных Штатов, что и было отражено в легенде, которая прочно засела в Интернет-источниках с многочисленными перекрестными ссылками: «Tribal Belly Dance возник в Америке в 1970-е годы и является oдним из самых молодых направлений танца живота. С тех пор, данный стиль приобрел большую популярность в Штатах и других странах мира…». Нужно отдать должное американской школе – они ввели «моду на трайбл», и – как и прочие многочисленные продукты своей культуры – активно «подсадили» на этот стиль весь Старый свет, но сделали это, скорее, через культ коммерческого шоу.

Но как можно проверить достоверность легенды? Кто действительно углублялся в эту тему, изучал ее с позиции исторического и фактического подхода? То, что информации о факте нет в открытых источниках, вовсе не означает отсутствие факта как такового. Все зависит от подачи. Да, в конце 70х Джамила Салимпур и Bal Anat «начали использовать в своих фольклорных танцах элементы племенных шоу и атрибутики, которые Джамила наблюдала у носителей культуры - представителей Марокко, Алжира, Турции, Египта, Сирии и Ливана, танцевавших в США, а также в материалах изданий National Geographic», и потом эта техника была подхвачена Машей Арчер и Каролиной Нериккио. Но тогда выходит, что племенной танец – это танец синтетический, созданный для «искусственного племени»? Да и непривычно говорить о создании (именно создании) «племенного танца» в стране, где исторически не было сформированного своего этноса, где не было своего племени.

Америка – это, по сути, уникальный, но поверхностный синтез различных культур, и в рамках этой традиции танец был актуализирован (на что были свои исторические и социальные причины). Однако при всем разнообразии новых стилей и школ – фьюжн, трайбл-бурлеск, трайбл-готик, шоу-трайбл, модерн- и урбан-трайбл и т.д., которые действительно интересны и заслуженно получают овации от своего зрителя, необходимо помнить, что трайбл – это не просто набор красивых техничных движений, это не просто удачный продукт американской современной танцевальной поп-культуры.

И почему только американской? Разве мы знаем точно, что именно танцевали в 70-х в украинских селах и российских глубинках, монгольских поселениях или камбоджийских улицах? Возьмем наугад любой танец, например, туркменский кушт-депты – пусть в нем иная выстройка тела и нет привычной работы бедрами, но по сути своей – это тоже танец племени, даже если это и звучит непривычно.

Не спорю, в любом танце есть «чистота стиля», свои каноны, которые так рьяно отстаиваются школами и отслеживаются на многочисленных конкурсах. Но отношение к трайбл-культуре (именно культуре, а не только танцу) нельзя поставить в рамки «технических правил классического балета», потому что этих рамок нет. Культур много, племен еще больше – как же тогда можно объединить весь «этногенез танца» в комбинации нескольких десятков движений и связок – даже если они очень красивы и техничны?!

Классический АТС, который танцевали Bal Anat и Fat Chance Belly Dance – это именно American Tribal Style. Часть «американский» в данном словосочетании показывает, что танцоры на самом деле находятся на расстоянии континентов от тех культур, которые создали данные танцевальные формы, и фактически используют «лицензию на искусство». Впрочем, Каролина Нериккио это и не скрывала. В дальнейшем своем развитии танец очень быстро приобрел новые черты и значительно видоизменился, в том числе и в своей «идее». Техника Рейчел Брайс, «Индиго», Шарон Киары и других по праву вызывает восхищение и желание «заняться трайблом» - но это именно техника и именно в исполнении отдельных ярких личностей. А где же тогда дух племени?

По своей сути, изначально Трайбл – это танец-энергетика, танец-поток. Это может быть ритуальный вызов божества (а у каждого племени оно свое, и вызывают его на различных состояниях), или ритуальный вход в состояние тотемного животного племени; это может быть жертвоприношение или, наоборот, выражение благодарности и восхищения высшим сущностям, где главная задача – объединить силы и энергию каждого члена племени и на этом «энергетическом всплеске» сотворить магическое действие. Это может быть главный шаман племени, который «сольно», на пике своего внутреннего заряда и мистических наработок, совершает ритуал для племени.

Это тот танец, где на первое место по значимости выходит состояние, а следом за ним, уже в современном исполнении, идет техника. Последнее отнюдь не значит, что техникой не стоит заниматься. Просто воспринимать ее необходимо прежде всего как физический способ «вхождения в состояние», а не инструмент для конкуренции и удивления зрителя. И такое смещение акцентов сможет еще больше объединить между собой тех «посвященных», которые танцуют этот мистический танец.

Именно эта идея лежит в основе Школы Трайбл-культуры, которая была создана Натальей Моголивец в рамках Украинской Федерацией Танцев четыре года назад: передать не только пластику и ритм, не только звучание и технику, но показать ритуальность и сакральную основу племенного танца. Каждая жрица нашего Племени – звено ключа к познанию тайны. Она может приоткрыть завесу движением плеча – или же просто взглядом. Нас много, и мы все абсолютно не похожи друг на друга. Мы пришли в Школу разными дорогами, но они объединились в одной точке, на одной сцене, в одном храме. У нас разная энергетика, пластика и техника исполнения; каждую из нас можно сравнить с отдельным животным, с отдельной стихией, с уникальной личностью, истинная сущность которой выражается в танце – потому что трайбл возвращает нас к архаичным корням. Тотемному животному, божественной сущности, шаману племени или храмовой жрице не нужны социальные маски, им не с кем конкурировать – у них есть более высокие задачи. В одном танце они могут объединить вокруг себя различные миры. Как? Просто поставьте стопы на землю и потянитесь к солнцу – и вы это почувствуете. А если при этом ваши локти расположены асинхронно по отношению к линии горизонта – что ж, значит, по вашей воле западу сегодня повезет меньше, чем востоку.

Современная цивилизация ассоциируется прежде всего с техническим прогрессом. Современная культура – с технологией развлечений и техникой исполнения. Но в этот техногенный век Школа Трайбл-культуры танцует храмовый танец под руководством своей Главной Жрицы. И, пожалуй, только Танцующий Шива может быть еще выше этого танца!

Впрочем, это отнюдь не означает, что нам не интересен трайбл в том аспекте, в котором он популярен среди значительной части своих поклонников. Наоборот! Изучение трайбл-фьюжн активно развивается в Школе благодаря руководителю ее Харьковского отделения, руководителю студии InFusion, великолепной исполнительнице данной техники Галине Воробьевой. Концерты, мастер-классы в Харькове и Киеве, обучающие DVD от Галины – каждая из учениц Школы имеет возможность получить знания и выразить себя в этом стиле, что мы с удовольствием и делаем. Мы развиваемся в обоих направлениях, не разделяя их – каждый сам принимает решение, как их объединить в Своем Танце.

27 марта 2009г. состоялся уже Третий всеукраинский фестиваль трайбл- культуры, организованный Киевским и Харьковским отделениями Школы, который вновь объединил все племена страны в одном месте. Мы не просто считаем, что трайбл – это танец вне конкурсов и вне конкуренции, что все племена «едины духом» (именно под таким названием год назад прошел 2й фестиваль). Мы это показываем и непрерывно создаем для этого почву. И никто не может не согласиться, что энергетика, которая заполняла зал в день фестиваля, была не просто дружелюбной, не просто праздничной, но она помогла каждой танцовщице почувствовать свое Божественное начало. Каждая из нас, выходя на сцену и возвышаясь на ней, ощущала, насколько Этот Момент, Ее Танец ценны и важны для каждого сидящего в зале, и для нее самой.

На сегодняшний день я возглавила Школу Трайбл-культуры, и для меня, как для человека, перенявшего столь важную миссию и задачу – развитие трайбл- культуры в мире – актуально рассказать о том, как рождается и живет трайбл в Украине сегодня. Этому и была посвящена данная статья.

С любовью и глубоким уважением к моему учителю,

Елена Пихуля

© УФТ, Школа Трайбл-культуры, 2009

 

 

Обсуждение статьи можно почитать на форуме ссылка: http://raks.com.ua/forum/viewtopic.php?f=57&t=10192