29 августа 2008

Восстановление через танец живота

Опубликовано в Здоровье |

Субъективное ощущение здоровья - это чувство удовольствия, получаемое от тела, которое достигает степени радости. Именно в таких состояниях мы ощущаем связь со всеми живыми существами и со всем миром. Боль, напротив, изолирует нас от других.
Здоровье проявляется в грациозных движениях тела, в “сиянии” тела, а также в его мягкости и тепле.
Тело человека создано для движений. Движение исцеляет, уравновешивает. Распространенное выражение: движение - это жизнь, уже, видимо, настолько распространилось и затерлось, что для многих потеряло свою ценность.
Танцевальное движение является приносящим удовольствие расходом энергии, в отличие от обычных движений, которые являются релаксацией и сублимацией. Оно может иногда приводить к противоположному состоянию осознания.
Эту идею подтверждают многочисленными исследованиями, которые показали:
1. эндорфины, производимые мозгом во время танца, могут понизить болевые ощущения, действуя как транквилизатор;
2. энергичная активность приводит к ослаблению сильных отрицательных эмоций;
3. разрядка напряжения после двигательных упражнений длится дольше, чем после медитации;
4. уменьшение тревожности в танцевальных группах было значительнее, чем в спортивных и музыкальных группах.
Если движения построены в определенной последовательности, имеют ритм и темп, то это танец. Не для кого не секрет, какие чудеса творятся с женщинами, танцующими арабские танцы. Они помогают нам справиться со многими болезнями (нормализуется менструальный цикл, улучшается работа желудочно-кишечного тракта, исчезает целлюлит и прочее). Однако следует отметить, что эффекта нельзя добиться раз и навсегда. Необходима система движений, последовательность, индивидуальный подход. Контроль и невыраженные чувства создают участки хронического напряжения, происходит сбой чередования периодов напряжения и расслабления, природного физиологического “маятника”. В результате, при движениях некоторым мышцам приходится выполнять двойную работу, преодолевая сопротивление противостоящих им напряженных мышц. Со временем у человека формируется нарушенный двигательный стереотип, расстраиваются тонкие механизмы согласования деятельности различных мышц во время движения. Мозг привыкает к постоянно напряженному состоянию мышц и как бы “забывает” естественные навыки ненапряженно-раскованных, пластичных движений, усвоенные в детстве. В этом случае необходима работа с двигательными стереотипами.
Рассмотрим существующие методики работы с телом и их применения:
Работа над определенными участками тела нередко высвобождает старые воспоминания и способствует глубоким эмоциональным разрядкам.
Каждая методика состоит из определения того, что надо делать, нахождения лучшего способа выполнения задания и самого процесса выполнения. Тренер помогает участнику расширить сферу осознания своего тела и переживания себя как интегрированного целостного человека.
Методики Александера могут быть использованы для преодоления таких привычек как сжимание кулаков, ерзание, что ведет к освобождению чувств при снятии мышечного напряжения. Простые паттерны движений повторяются вновь и вновь, приводят к глубоким изменениям формы тела и более пластичному его функционированию.
Техника Александера - это одна из практик, важных для всех современных танцоров и практиков. Правильные телесные позы дают возможность изменить качество танца и сформировать новый, более эффективный образ тела.
Техника Александера - метод, показывающий людям, неправильно и неэффективно пользующимся своим телом, как можно избежать этих неправильностей в действии и в покое. Под “использованием” Александер имеет в виду наши привычки в держании и движении тела, привычки, которые непосредственно влияют на то, как мы функционируем физически, умственно и эмоционально.
Матиас Александер был австралийским шекспировским актером; свою систему он создал в конце XIX века. Он страдал повторяющейся потерей голоса, для которой, по-видимому, не было никакой органической причины. Александер провел девять лет в тщательном самонаблюдении перед трехстворчатым зеркалом. Посредством самонаблюдения он обнаружил, что потери голоса были связаны с давящим движением головы назад и вниз. Научившись подавлять эту тенденцию, Александер перестал страдать от ларингита; кроме того, исключение давления на шею оказало позитивное действие на все его тело. Работая над собой, Александер создал технику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и позвоночником.
Александер утверждал, что человеческий организм есть единое целое и деформация одного компонента негативно влияет на все тело. Лечение одного недуга часто приносит только временное облегчение, так как многие физические проблемы обусловлены системой плохих привычек. Согласно Александеру, привычка определяет функционирование. Привычка - характерный способ реагирования человека на все, что он делает. Привычки закрепляются их постоянным использованием, и привычные телесные позы человека не обязательно будут правильными. Плохие привычки сначала проявляются как поведенческая непоследовательность, мышечная боль или неуклюжесть, но спустя какое-то время могут возникнуть более резко выраженные телесные проблемы, мешающие эффективному функционированию тела. Метод Александера направлен на исследование привычных телесных поз и их улучшение, помогает участнику создать правильные взаимоотношения частей тела. Александер указывал, что при правильной телесной позе голова должна вести тело, спина - быть свободной от аномальных изгибов и давления, а поддерживающие скелетную основу мышцы должны находиться в динамическом равновесии.
Метод Фельденкрайза предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. Фельденкрайз работает с паттернами мышечных движений, помогая человеку найти наиболее эффективный способ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет.
Фельденкрайз указывает, что нам нужно принять большую ответственность за себя, понять, как действует наше тело, научиться жить в соответствии с нашей естественной конституцией и нашими способностями. Он отмечает, что нервная система прежде всего занимается движением, и что паттерны движения отражают состояние нервной системы. Каждое действие включает мышечную деятельность, включая смотрение, говорение, даже слушание (мышцы регулируют натяжение барабанной перепонки, приспосабливаясь к уровню громкости). Фельденкрайз подчеркивает необходимость научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела! Мы должны освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому. Пока мы находимся под давлением, или в напряжении, или в спешке, мы не можем научиться чему-либо новому. Мы можем лишь повторять старые паттерны. Упражнения Фельденкрайза обычно разбивают кажущуюся простой деятельность на ряд связанных движений, чтобы выявить старый паттерн и развить новый, более эффективный способ выполнения той же деятельности.
Наше тело хранит в себе память всей нашей жизни, тех ограничений, которые мы приобрели, и тех возможностей, которые мы можем использовать. У каждого тела есть свой язык. Чаще всего это очень “тихий” язык - едва заметный наклон головы, редко осознаваемые движения пальцев, небольшие напряжения в плечах или бедрах, которых мы просто не замечаем.
У каждого тела есть свои “любимые”, привычные позы, жесты, особенности походки, которые присущи именно ему. К сожалению, мы не привыкли обращать внимания на этот язык - на то послание, которое несет в мир наше тело, хотя именно это послание неосознанно “считывается” другими людьми и формирует впечатление о нас. Одна из основных задач танца - научить человека слышать неповторимый голос своего тела.
Личностные особенности отражаются в позе, движениях, жестах и типе телосложения. Люди могут производить впечатление “гнущихся под бременем ответственности”, “слабых в коленях”, “бесхребетных”, “твердолобых” или “подставляющих себя под удар”, что отражает их индивидуальные установки или личностные стили. Внимательное наблюдение может подтвердить, что у этих людей тела действительно так и выглядят.
Для танца важнее, ЧТО человек чувствует, когда движется. То, “КАК это выглядит”, имеет, скорее, диагностическую ценность. Следует также учитывать, что конкретные танцевальные направления и стили презентируют определенный набор качеств, характерный именно для них. Поэтому “не все танцы одинаково полезны”, скорее, они “полезны” по-разному. И у каждого направления есть своя обратная сторона” - то, чему именно это танцевальное направление не может научить, а также набор качеств, которые необходимо “отвергнуть” для того, чтобы танец соответствовал стилистике.
Так, структурированность и точность классического балета плохо сочетается с “отпусканием” тела, использованием инерционности в некоторых направлениях современного танца. По данным Ларисы Пискуновой, самба за счет чередования медленного и быстрого ритма снижает уровень реактивной и личностной тревожности, повышает порог восприятия боли; а пасодобль с его целеустремленными, активными, четко очерченными движениями корпуса помогает преодолевать неуверенность в себе, страх перед экзаменами и выступлением, а также заикание. Интересно, что акцент на соревновательность в спортивных и бальных танцах снижает “чувствование партнерами друг друга”. Многие танцтерапевты соединяют терапевтический подход и определенное направление танца (например, фламенко или танец живота).
Двигаясь, танцуя, человек входит в определенное состояние, когда уже перестает ощущать собственное тело - будто танцует не оно, а душа. Происходит некий диалог души и тела. Человек познает, начинает любить, слушать самого себя.
На протяжении всей истории человечества танец использовался как способ установления контакта, избавления от накопившегося напряжения, достижения измененных состояний сознания и личностной трансформации в культурах различных народов.

Танец отражает личностные особенности и поведенческие модели человека, отношение к себе, другим и своему месту в мире; структуру, особенности взаимоотношений в группе, коллективе, обществе.